ДРАМА ПРО ЦАРЯ ИРОДА

05 января 2021

На малой сцене харьковского Дома актеров единственный на Слобожанщине негосударственный «Театр марионеток» Валерия Дзеха показал обновленную версию спектакля «Драма про царя Ирода», приуроченного к Рождеству Христову.

Для «Театра марионеток» стало доброй традицией ежегодно в Рождественские праздники представлять истории из жизни библейских персонажей языком искусства анимации. Ныне же режиссеры (они же актеры) Валерий Дзех и Снежана Гукосян-Коробейникова создали спектакль о рождении Христа и о том, как Сына Божьего пытался уничтожить иудейский царь Ирод. В основу сюжетной линии легло повествование из Евангелия, когда волхвы, пришедшие поклониться новорожденному Иисусу, не выполнили просьбу царя Ирода и не сообщили ему место нахождения младенца. Тогда Ирод, уязвленный поведением волхвов, разгневался и послал воинов погубить в Вифлееме и в пределах его всех малышей от двух лет и младше.

Основой оформления спектакля служит усложненное подобие украинского вертепа, в котором действие кукол происходит на двух ярусах миниатюрной плоскости, а живой актерский план перенесен в пространство общей игровой площадки, являющейся частью зрительного зала. Декорации, куклы, театральные костюмы и другой реквизит созданы руками Валерия и Снежаны. Актеры выходят к зрителям с маленькими колокольчиками, нежный звон которых постепенно подхватывает тревожная мелодия церковных колоколов. Звуки фонограммы постепенно удаляются, тонально продолжаясь уже голосами Валерия и Снежаны. Их завораживающие отголоски рассеиваются в пространстве зрительного зала; загадочная тишина становится своеобразным прологом к библейскому сюжету. Именно это и создаёт атмосферу таинства, в которой разворачиваются дальнейшие события спектакля. Маленькие, помещающиеся на ладони фигурки оживают благодаря нитям, которые связывают куклу с пальцами актеров, побуждающими персонажей к действию.

Два талантливых артиста и одушевленные ими куклы создают великолепный творческий ансамбль, в котором на равных исполняют свои роли и люди и марионетки. При этом в трактовке анимационного сценического действия дуэтная партия каждого драматического актера имеет вполне самостоятельный вид деятельности. Следует напомнить, что при работе в густо населённом персонажами спектакле (их в этом действе почти десяток) двум актерам необходима поддержка, которая, как правило, невидима зрителю и в академических театрах обычно выполняется вспомогательным составом исполнителей. В «Драме про царя Ирода» на открытой площадке малой сцены с куклами работают только два артиста, по ходу действия помогая друг другу.

Режиссеры ставили спектакль не о сказочных приключениях из жития святых, а обратились к осмыслению сложных особенностей средневековой мистерии — жанру с располагающей, рассудительной интонацией. И такое чудо они замыслили в то время, когда в современном драматическом театре действие в большинстве случаев стало одноплановым, без настроенческих ощущений, душевных нюансов, глубоких мыслей, истинных чувств. К сожалению, принеся в жертву образную метафору, сценическая жизнь в таких труппах утратила театрализованную выразительность. Важно, что именно это учли режиссеры-постановщики «Драмы про царя Ирода», создав завораживающую атмосферу, складывающуюся из череды неторопливых и обстоятельно оправданных событий.

По этическим соображениям такой спектакль не мог быть показан как детский утренник, поэтому было принято решение выходить к зрителю только в вечернее время и только в дни Рождества. Тем не менее, некоторые взрослые приводят с собой детей, и те смотрят на жизнь библейских героев широко раскрытыми глазами. Обратил внимание на встревоженные лица, прижатые к плечам пап, мам, бабушек и дедушек. Артистам удалось эмоционально объединить, как говорится, и стар и млад единым чувством сопереживания трагическому сюжету, разворачивающемуся на ярусах волшебного вертепа. Поверьте, такой выразительной тишины редко удается достичь на показе спектакля, где среди зрителей есть малыши.

…Спектакль окончился. Действующие лица и исполнители вышли на… Нет, не на поклон, а к зрителям, чтобы поблагодарить за творческое сотрудничество, поздравить с праздниками и попрощаться. Но в зале сидели не шелохнувшись. Не раздавались привычные для финала аплодисменты. Повисла долгая пауза… Валерий и Снежана отпускали зрителей, а они не хотели уходить. Тогда актеры предложили познакомиться с куклами и даже разрешили взяться за нити, благодаря которым марионетки обретали свою сценическую жизнь. Вы думаете, интерес к куклам проявляли только дети? Самое активное участие в этом принимали как раз взрослые. Сто вопросов не остались без ответов, актеры-режиссеры с удовольствием рассказывали, как создавались куклы, декорации и в целом «Драма про царя Ирода».

Фото Ирины Деркач.

Читать источник — Газета «ВРЕМЯ» (с) Александр Анничев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *