Девочка Марион и птенчик Карл на пути в Париж

4 октября, 2018

В харьковском независимом Малом театре марионеток, который уже пятый сезон создает свои спектакли на малой сцене Дома актера им. А. И. Сердюка, произошло рождение еще одного творения, доставившего радость и ребятам, и их родителям.

Спектакль этот называется «Марионетка по имени Марион», а поставлен он режиссером Валерием Дзехом по сказке, которую сочинили он сам и молодые артисты Юлия Семененко и Денис Чемерис
На вопрос автора этих строк, как это произошло, получил ответ: «Однажды в нашем театре появилась на свет маленькая марионетка, которую звали Марион. Чтобы ей не было скучно, мы сделали для Марион друга — птенчика по имени Карл. Но вот незадача: Карл, увидев открытку с изображением площади одного очень красивого города, стал мечтать о дальнем путешествии. Ему очень захотелось узнать название этого города и увидеть металлическую аркаду высокой башни».
Не буду пересказывать всех перипетий, которые артисты ловко превращали в живые конфликтные происшествия, происходящие с обаятельными персонажами этой театрализованной истории. Важным становится то, как дети вовлекаются в событийный ряд, принимая живое участие в судьбе Марион и Карла, а также нескольких марионеточных персонажей, встречающихся на пути двух сценических героев. Кто-то помогает добраться им до Парижа и постоять возле Эйфелевой башни — осуществившейся мечты любознательного Карла, а кто-то, не преследуя злого умысла, не осознавая, зачем он это делает, наоборот, мешает. 
Ощущение такое, будто в начале спектакля набираешь воздух и выдыхаешь уже в конце. Тут-то и начинаешь понимать значение словосочетания «на одном дыхании».
Увлеченность — вот важное качество этого феерического действа, когда малыми средствами достигается эффект правдоподобия чувств в правдоподобных предлагаемых обстоятельствах. Открытая форма актерского перевоплощения подразумевает двойное сценическое действие. Мы наблюдаем за быстрой сменой настроения актеров, управляющих нитями, механически воздействующими на части тела куклы, и в то же время следим за эмоциональной жестикуляцией марионеток в их руках. 
Режиссер Валерий Дзех принимает самое непосредственное участие в сказке, поведав перед началом спектакля маленьким зрителям о том, как возникло искусство марионетки, чем работа с ней отличается от планшетных, перчаточных, тростевых и ростовых кукол. Малыши (да и взрослые) слушали его, затаив дыхание. Иначе и быть не может, потому что Валерий с раннего возраста увлечен сложным процессом оживления персонажей, которых придумывает, создает, а затем вкладывает в них человеческие эмоции…
Можно ли создать иллюзию полета, вызывая восхищение в детских глазах? Оказывается, можно, если артист уверен не только в себе, а и в «таланте» ведомой им куклы. Девочка Марион спешит на помощь попавшему в беду Карлу на самолете, в который садилась как пассажир, но по воле случая становится пилотом.
После удачного завершения сказочных событий зрители, побывав вместе с Марион и Карлом в Париже, возвращаются в Харьков. Перед нами снова появляется режиссер и предлагает ближе познакомиться с кукловодами Юлией Семененко и Денисом Чемерисом. Наблюдал неожиданную реакцию малышей, устремляющихся не к людям, а к куклам, ставшим причиной их переживаний. Они бережно притрагиваются к фигуркам, боясь спутать нити, потому что из рассказа Валерия Дзеха уже знают, что это не просто канитель, а проводник актерской энергии, дающей кукле жизнь. Затем перед актерами выстраивается очередь желающих запечатлеть себя на фото с Марион, и куклы оживают на плечах и головах ликующих ребятишек. 
Театр выполнил важную миссию, подарив зрителям спектакль для всей семьи. Улыбались бабушки, дедушки, мамы и папы, испытывая чувство волшебных перемен, когда взрослые становятся детьми, а дети распоряжаются ими, словно взрослые…
После обучения на кафедре режиссуры театра анимации Харьковского национального университета искусств Валерий Дзех решил создать свой театр — и непременно с участием марионетки. Дом актера пошел ему навстречу, предложив использовать для показа спектаклей малую сценическую площадку. Естественно, ни о каком вложении материальных средств разговора не велось. Режиссеру необходимо было определиться с профессиональным составом исполнителей — фанатично преданных делу, ведь их творческая деятельность практически не оплачивается. Заказывать марионеточные куклы тоже не представлялось возможным, потому что такие услуги стоят довольно дорого. Пригодился опыт, полученный во время учебы на курсе заслуженного артиста Украины Владимира Горбунова. Теперь во всех спектаклях Малого театра марионеток играют только куклы, изготовленные Валерием и его актерами. Сначала каждый исполнитель выбирает себе модель будущего персонажа и в соответствии с замыслом режиссера-постановщика кропотливо работает над его сценическим образом.
Поэтому от каждой куклы исходит тепло рук её создателя, и она с удовольствием выполняет все творческие задачи, поставленные перед ней. 
Все спектакли — а в репертуаре молодого театра уже полдюжины названий — созданы, если можно так выразиться, в теплых пастельных тонах. Декорации, создаваемые художником этого театра Кирой Бова, не претендуют на впечатляющий яркими красками театрализованный изыск, но при этом выразительны и комфортны для правдоподобного обитания в них кукол.

Читать источник — Газета «ВРЕМЯ» (с) Александр Анничев

Призрак Эгона Шиле на нитях Дениса Чемериса

18 февраля, 2019

На малой сцене харьковского Дома актера имени народного артиста Украины А. И. Сердюка в Малом театре марионеток актер и режиссер Валерий Дзех поставил «Натюрморт». Он же является автором анимационного оформления спектакля.

В основу положена трагическая биография ярчайшего представителя экспрессионизма австрийского художника Эгона Шиле, выразительно поведанная нам двумя актерами и марионеткой. Замечу, что три исполнителя вряд ли бы справились без участия оживающей предметной среды, задействованной в этом сценическом действии. Угасающие ритмы музыкального сопровождения и локальный свет узконаправленных фонарей создают атмосферу выстраданного пространства, в котором центральное место занимает давно пустующий стул. Декоративная запыленность беспорядочно развешанных по стенам натюрмортов — доказательство того, что неведомо когда эту комнату покинули её владельцы, унеся в мир иной голоса, эмоции, радости и страдания, словом все то, что когда-то называлось жизнью. Мертвая натура, заключенная в рамы натюрмортов, постепенно заполняет узкий подиум, беря на себя наше внимание. Звонит телефон, к трубке тянется рука незаметно появившегося Эгона Шиле. Аппарат безответно звонит всегда в одно и то же время, словно таинственный некто не может высказаться, а желает лишь услышать голос одинокого художника. 
Управляет марионеткой Денис Чемерис. Руки в черных перчатках не видны. Таким образом создается эффект пустующего пространства и кажется, что кукла живет самостоятельно. Более того, она наделена индивидуальной манерой поведения, привычками и своеобразной тембральной окраской голоса. Исповедальный монолог в некоторых моментах переходит в диалоги с невидимыми персонажами, некогда принимавшими участие в короткой жизни талантливого художника. Конечно же, это две женщины — Валли и Эдит. С первой был бурный роман, вторая стала его женой, оставившей этот мир на шестом месяце беременности, а через три дня после её кончины умер и сам художник. 
Перед нами призрак, у которого, в отличие от Валли и Эдит, есть возможность возвратиться в мир живых, а вот образы его возлюбленных, запечатленных кистью художника, закрепощены в рамки его полотен навсегда. То есть ушедших художников мы воспринимаем как реально существовавших, а портреты, ими созданные, остаются персонажами их идеализированного вымысла. Человек-маска в белом (Валерий Дзех) — обезличенный персонаж, следящий за призраком Эгона Шиле. Он держит символические нити, способные при помощи сакрального пера дать Шиле возможность повторить путь, предопределенный судьбой в его реальной жизни. Попытка изменить художником что-либо в прожитой жизни остается безуспешной. Нить обрывается на полпути к трагическим событиям, которые невозможно исправить, став призраком. 
Мистическая драма воплощена марионеткой с такой эмоциональной силой, так выразительно, что становится не по себе! В соответствии с названием «Натюрморт», реальность самого спектакля туманна, ведь за символическими обозначениями и поступками действующих лиц угадывается иной, мистической смысл. Режиссером разработано все, что соответствует жанровым особенностям условной реальности с её длительными паузами, музыкальными отзвуками и повторяющимися репликами, помогающими улавливать потустороннюю таинственность сюжета. 
Фактура, из которой изготовлен сценический персонаж, творит чудеса при изменении театрального освещения. Огромные, наполненные тоской глаза, отзываясь на текст, раскрывают скрытый подтекст сказанной кукловодом фразы. В это сложно поверить, но глаза куклы разнообразят интонации актера и именно через них на неподвижном, не моргающем лице призрака выражено его внутренние состояние. Воистину, в руках Дениса Чемериса это бумажно-тряпичное изделие обретает ранимую душу, взывающую к состраданию. Следует отдать должное манере повествования, в которой без лишних интонационных красок актером тем не менее передается полнота чувств, выстраданных Эгоном Шиле после невосполнимых потерь, постигших при жизни.
Серьезную драму «Натюрморт» считаю удачным дебютом театра, ранее творчески ориентированного на детскую аудиторию. Для меня появление такой жанровой особенности было ожидаемо. От спектакля к спектаклю наблюдая за сценическими трансформациями Валерия Дзеха, видел, как расширяется его профессиональный кругозор, в сферу которого обязательно должен был попасть спектакль, соответствующий иным творческим критериям. И сегодня он появился. Но радует не только это, а еще и то, что сохранился оригинальный постановочный почерк, особая, стильная манера работы с марионеткой, присущая только этому режиссеру. 

Читать источник — Газета «ВРЕМЯ» (с) Александр Анничев

Дзех кукол создавал, мастерил и колдовал…

31 января, 2018

В Малом театре марионеток, который с недавних пор играет свои спектакли в камерном зале Дома актера, состоялась премьера сказки для самых маленьких, поставленной основателем и художественным руководителем театра Валерием Дзехом, по пьесе «Солнечный луч» румынского драматурга Атанаса Попеску.

Третья премьера театра марионеток посвящена талантливому актеру харьковского театра кукол и педагогу кафедры театра анимации ХНУИ заслуженному артисту Украины Владимиру Горбунову, безвременно ушедшему в мир иной.
В спектакле играют выпускники актерского курса Владимира Михайловича — Валерий Дзех (мышонок Муф) и Юлия Семененко (кукла Питт). Пьеса «Солнечный луч» написана в 60-е годы XIX столетия, но сыгранная сегодня, в начале XXI века, она по-прежнему трогает души маленьких зрителей, раскрывая темы одиночества и самопожертвования. Вам покажут историю о том, как на чердаке, куда сносятся ненужные вещи, встретились и подружились фарфоровая кукла с поломанной ногой и озорной мышонок, уставший от одиночества и преследований черной хозяйской кошки. Особую атмосферу создает музыкальное оформление, точно соответствующее миниатюрным декорациям, куклам и костюмам, созданным для этого спектакля театральным художником Кирой Бова. Маленькая территория в бело-голубых полутонах символизирует в центре захламленного чердака некое место обитания добрых чувств, место, куда трудно проникнуть опасности. Но черная Мурка не дремлет, она чувствует, что в недоступном для неё месте живет единственная, еще не попавшая в её когтистые лапы мышь.
Не стану пересказывать весь сюжет поучительной сказки, потому что у меня не получится передать его столь же интересно, как это делают артисты. Но не могу не отметить: за сорок минут сценического времени ощутил благотворный приток положительных эмоций, с которыми не расстаюсь по сей день. Два артиста творят чудеса! Они держат внимание зрителей, не прячась за ширмой, а переживают опасные приключения вместе со своими героями на наших глазах. В их руках сосредоточены нити-нервы, которые придают физическую и духовную силу кукле Питт, мышонку Муфу и черной Мурке.
Приводится в движение кукла-марионетка следующим образом. К рукам, ногам, туловищу и голове куклы, сделанной из разных материалов, крепятся тонкие нити, продеваемые через отверстия кресто­образной формы. Затем посредством регулирования крестовины в разные стороны, кукла делает человекоподобные движения. Сегодня кукла-марионетка редко выходит на зрителя, потому что требует очень больших материальных, физических затрат и мастерства владения сложной техникой кукловождения. В момент лицедейства, артисты превращаются в магов, способных одушевлять неодушевленные предметы и куклы. И трудно понять, кто из них руководит процессом — кукла или человек, играющий с куклой?
Смотришь спектакль, и вспоминаются стихо­творные строки Ларисы Рубальской.
Фея знала своё дело,
И, летая в небесах,
Днём и ночью, то и дело
Совершая чудеса.
Фея кукол создавала,
Мастерила, колдовала,
Всё, чего она касалась,
Оживало, просыпалось.
И в её руках послушно,
Обретали куклы души.
Ведь у кукол судьбы тоже
С человеческими схожи…

Появление марионетки принято относить к XVI веку. Слово «марионетка» происходит от кукол, изображавших в средние века Деву Марию, часто называемых уменьшительным вариантом её имени. В те далекие времена деревянные механические куклы появлялись на ежегодных церковных праздниках. В некоторых старых литературных источниках встречается утверждение, что название марионетки произошло от имени её изобретателя, некоего итальянца Мариони. Однако это сути не меняет. Не задумываясь об авторстве типа куклы, артисты Малого театра марионеток возрождают перед нами древние традиции этой уникальной техники кукловождения. Только делают они это с позиций современной манеры исполнения, вызывающей живой интерес как у специалистов, так и у зрителей. Молодые лицедеи дают нам понять — всё новое, это хорошо забытое старое. Главное любить и правильно оживлять послушную в умелых руках куклу.

Читать источник — Газета «ВРЕМЯ» (с) Александр Анничев

«Малый Театр Марионеток» показал новую версию «Вертепа»

30 декабря, 2014

Традиционно вертеп — народный кукольный театр, представляющий собой двухэтажный деревянный ящик. Название связано с первоначальными изображением сценок о жизни Иисуса Христа в пещере, где его укрывали от царя Ирода.

«Вертеп», который 29 декабря показал «Малый Театр Марионеток» напоминал традиционный.

Зрительный зал был погружен в полную темноту. Посередине сцены расположился трехэтажная деревянная конструкция, на втором этаже которой разыгрывалось действие. Вверху, как бы наблюдая за происходящим, расположилась люлька, в которой находился младенец Иисус.

В центре действия – царь Ирод, который, узнав от волхвов, что те идут в Вифлеем поклониться новорождённому «Царю Иудейскому», испугался и отдал приказ уничтожить младенца. Волхвы не открыли ему местонахождения младенца, после чего Ирод приказал убить всех вифлеемских новорожденных.  После этого за царем приходит Смерть с ее братом Чертом.

Атмосфера, царящая во время спектакля, — волшебная и завораживающая. Постановка смотрится на одном дыхании. Режиссер-постановщик и единственный актер спектакля —  Валерий Дзех. Он внес в первоначальную версию истории незначительные изменения – чтобы зрители смогли лучше понять смысл древней легенды.

Спектакль будет интересен и детям, и взрослым. Правда, совсем юным зрителям некоторые сцены могут быть непонятны, поэтому он рекомендован для детей школьного возраста. 

Читать источник — ДОЗОР. НЕДЕЛЯ ( Светлана Хлестова )

Театр, который дарит детям магию…

15 январь, 2019

Сегодня хотелось бы поговорить немного о детях. Какое отношение имеют дети к театру? Самое прямое, ведь они  лучшие индикаторы творчества)) Конечно же, я говорю о детских спектаклях.

Если ребенку не нравится, скучно, то он не станет сидеть и слушать из вежливости или потому, что  так надо. Какое ему дело до всех этих заморочек?

Я не просто так начала с этого,ведь хочу рассказать об одном театре, который подарил определенную магию в нашей семье))). Советую всем родителям обратить внимание на эту статью!

Итак, что для Вас детский театр? Что в нем должно быть? Для меня должна быть магия и любовь. Это не только действо, спектакль, но и в целом атмосфера и все, кто творит и создает театр. Есть один небольшой и магический театр, в котором главные герои – куклы, но атмосферу создают люди)) С ребенком Малый театр марионеток мы посещали уже
не в первый раз, и каждый из них запомнился. Что же такого особенного в нем?
Просто атмосфера детства, чудес, детских улыбок и теплого дружеского отношения наступает, когда только заходишь в зал, и не покидает даже после завершения спектакля.

13 января, когда все ели вареники и слушали щедривки, мы с 4-х летним ребенком пошли на спектакль «Вертеп.Первый» Малого театра марионеток, который игрался в этом году последний раз. Это правильно, ведь тема его – рождение Иисуса. А так как в театре думают не только о магии, но и о ее уместности, то спектакль показывают на Рождество и Старый Новый год.

У меня были сомнения на счет моего ребенка, ведь спектакль предназначен для детей возрастом 9+. По правде сказать, стоит обращать внимание на такие рекомендации, но нам это не стало помехой. А все из-за той самой атмосферы)))

В театре к каждому ребенку относятся, как к главному зрителю. С ним поговорят и поиграют в воображаемые снежки, пока соберутся зрители. Здесь все — друзья и сказочники, которые создают чудеса из ничего)). Они не просто делают развлекательное и познавательное мероприятие в виде спектакля, но и зарождают в детях любовь к театру. Их работа держится на любви к зрителям и желании донести нечто важное.

Спектакль «Вертеп» действительно не очень подходит для детей дошкольников, слишком он серьезен и порою даже страшноват, ведь описывает и ужасные преступления царя Ирода. Чтобы ребенок с полным осознанием подошел к теме, стоит подождать школьного возраста.

И все же, в этот день в нашей семье произошло маленькое чудо. Не знаю, благодаря чему именно: то ли играм и общению с актерами перед спектаклем, то ли  самому представлению(я сказала, что надо внимательно и тихонько смотреть, чтобы не нарушить магию) – ребенок смотрел очень внимательно, то ли общей атмосфере, то ли песне после спектакля и разрешению потрогать всех кукол… Думаю, что всему в целом, работе всех, кто создавал и творил. А еще у нас есть небольшой сувенир – маленькая тряпичная куколка, которая используется уже в нашем театре. Теперь каждый день дома театр))) Конечно же, кукольный. Сделали сцену, отобрали из игрушек декорации и героев. Ребенок показывает нам спектакли собственного сочинения. Родители поймут, что так увлечь и заинтересовать ребенка не просто. Наверное ему тоже захотелось стать волшебником, который создает магию…

Так о чем это я?)) Если Вы не были в Малом театре марионеток, то обязательно сходите – у них есть несколько детских спектаклей, каждый из них по-своему чудесен. Подарите своему ребенку волшебство, пусть он познакомится с актерами, которые похожи на добрых эльфов, и увидит сказки, которые научат его правильным вещам. Театр – прекрасное место для дополнительного воспитания в ребенке жизненных ценностей и светлой веры в чудеса. Пусть немного наивно, но это же детство. Что уж говорить, взрослые уйдут из театра тоже детьми))

Я надеюсь, что Вы посетите театр уже в этом месяце. Афишу можно посмотреть на сайте — http://mtmarionetok.kh.ua/

Вот такой отзыв получился, больше о театре, чем о спектакле. Но так захотелось в этот раз, уж простите))

Читать источник — bez-grima.kharkov.ua

Рождественский Вертеп

22 января, 2015

Малый театр марионеток представил свой новый спектакль «Вертеп», название которого полностью раскрывает суть спектакля, и можно догадаться сразу, о чем пойдет речь.

Вертеп — это воспроизведение сцены Рождества Христова посредством искусства. Насколько искусно эту сцену воспроизвел театр, можно увидеть, посмотрев спектакль. Сам театр представил свой Вертеп, как мистерию в куклах. И действительно, в куклах есть мистика, загадка, сказка.

Вот погас свет, раздалась музыка, на сцену вышел повествователь и стал зажигать свечи… Так началась мистика. Свечи, одна за другой, освещали героев-кукол, Иосифа и Марию, стоящих над колыбелью. Ангелы опускали младенца в колыбель, призывая весь мир радоваться: «Сын божий родился, спаситель наш – Иисус Христос!»
Ты будто попадаешь в другой мир, мир странных и завораживающих кукол. Они и живы, и мертвы. Они – призраки тех времен, которые просыпаются, дабы рассказать нам свою историю, представив все в виде своеобразной пирамиды, на низшей ступени которой Ад, а на высшей — Иосиф, Мария и маленький Иисус. Вершину пирамиды озаряет Вифлеемская звезда.

Все знают эту историю, но сам рассказ и представление истории может быть разным. Малый театр марионеток показал нам свою историю, погрузив всех в рождественское волшебство.

В зале царила семейная непринужденная обстановка, как будто мы пришли в гости к старым друзьям и все собрались за рождественским столом. Действо было непродолжительным, а зрителям хотелось продолжения, — все ожидали его после окончания спектакля, перепутав конец с антрактом.  Еще раз убеждаюсь, что куклы создаются посредством магии:) Желаю театру побольше новых спектаклей, которые будут очаровывать зрителей.

Читать источник — bez-grima.kharkov.ua

“Дети для нас — это собеседник, ведь они будущее”. Валерий Дзех

31 января, 2019

Коротко о вас. Почему именно этот вид деятельности?
Сам себя об этом спрашиваю. В разное настроение получаю разные ответы! Если посмотреть в историю происходящего – театр кукол имеет философский смысл. Меня всегда это привлекало. Место Человека среди всего происходящего вокруг. Это важно. Театр вообще появлялся с целью оправдать Человека как такового. Но это далёкая тема и много времени займёт.
Если коротко?
Марионетка – это вид театральной куклы, которая управляется сверху посредством нитей. Вот и я так думаю. Человек — это вид, управляемый сверху посредством нитей. Потому и этот вид деятельности!

В чем изюминка вашего театра?
Не знаю. Это вопрос к зрителю, который приходит после первого раза, ещё и второй))
Мне хочется верить, что мы чем-то особенные. Но так думают абсолютно все.
Нам говорили, что после спектакля уходить не хочется. Дети плакали и просили ещё остаться.
Знаете, я думаю, что мы ничем не особенные – НО! Мы единственный театр марионеток в городе.
Есть большой театр кукол, а есть малый театр марионеток!

Как реагируют дети на ваши спектакли? А взрослые?
Дети внимательные. Им у нас нравится. Мы это очень ценим и гордимся. Не хотим растерять. Дети для нас — это собеседник, ведь они будущее – а мы хотим заложить в будущее любовь, доброту, искренность. Это важно!
А взрослые?
Они как дети. И это прекрасно! Они и плачут, и смеются. Стесняются и раскрепощаются. И всё это на детских спектаклях.

В чем сложность такого театра? И трудно ли научиться управлять марионеткой?
Он не более сложный, чем любой другой вид театра или деятельности. Нужно работать и всё. Это обычная работа, которую нужно делать каждый день и стараться делать хорошо.
Я слышу иногда то, что это сложный вид искусства и прочее. И скажу – это не так. Если ты любишь эту работу и развиваешься в ней – ничего сложного тогда нет.
А научится можно чему угодно!
У нас актриса есть, Снежана Гукасян, и вот она сказала: «При желании научиться можно чему угодно, только желанию нельзя научить!» – вроде так. Я с ней согласен. Марионеткой сложно управлять только в одном случае – если ты этого не хочешь))

С чего начинается создание спектакля?
Вот тут-то я задумаюсь… 
Сейчас мы взялись за Шекспира, это по секрету говорю, и была у нас только одна встреча. Обсуждение темы. Ведь вначале важно узнать, кто с тобой в театре на одной волне в этой теме. Нужно вскрыть все болевые точки и начать читать текст. В тексте можно найти символы и шифр автора, так называемое “между строк” и начать творить. Придумывать и фантазировать – но не долго. В конечном же итоге начинаются профессии: режиссер, художник, актёр и т.д. Это рутина и производство больше.
А потому всё начинается с болевой точки. Мы вообще только лишь серьёзные разговоры имеем. Иногда меня это настораживает, ведь “хохочем” со зрителем мы очень редко.

Что вас вдохновляет?
Музыка и наш художник! Это две вещи, без которых я не представляю себя и свою работу.

У вас есть ещё какие-то проекты?
Расскажите о них.

Да! Проект. Мечта. В общем готовлю к издательству сказку для детей постарше, родителей имею ввиду. Она сейчас на стадии написания. Но надеюсь к концу года, этого, всё получится.

Можно немного о вашей команде?
У нас отличная команда и я надеюсь, что мы такими и останемся. Есть в группе профессионалы, а есть и ученики. Я ценю каждого в отдельности и по-своему. Мы учимся быть командой и принимать друг друга. Есть сложности, но есть успехи. Главное, и за это я благодарен судьбе, у меня есть то что не хочется потерять.

Какой самый резкий отзыв о своем творчестве вы получали?Цитирую. “Как можно брать на себя ответственность за продажу билетов и показывать такое…?!”
Это, прям скажем, результат моих сильнейшей неудачи. Их было не мало, но это самое сильное и крайнее. Случилось тридцатого сентября. Мы тогда выпускали спектакль по Эгону Шиле “Натюрморт”. Я, по своей самонадеянности, привёл к тому, что упала декорация, поломалась кукла и часть спектакля вовсе урезалась.
Но примечательно ещё и то, что тогда, после просмотра этого провала, нас выбрали для участия в фестивале Курбалесия. Там мы показались хорошо и получили ряд отметок, как одних из лучших.
А если откровенно и лично для меня. Пустой зал. Это самый резкий отзыв на моё творчество и самый болезненный.

С кем из персонажей спектакля вы ассоциируете себя?
Есть один такой у нас. Мышонок Муф. Это персонаж из спектакля “Солнечный Луч”. Думаю, с ним. У этого героя, как и у меня, много попыток что-то сделать, чтобы всё было хорошо – но мало что получается, а если и выходит, тогда обязательно какая-то проблема вылезает!
И, пожалуй, главное – я так же, как и Муф, готов принять результат таким-каким он есть. Он принимаем неизбежность встречи с кошкой, а я могу принять тот факт, что моя работа никому не нужна.

В чем сложность режиссера?
Мне нравится этот вопрос, и я отвечу два раза…
Первый раз скажу, что режиссер, это должность и ей нужно соответствовать. Любая должность имеет свою ответственность и эту ответственность нужно принимать. Это не крутое слово, которое одевается на человека, и он делает то, что хочет – это серьезная профессия, которую необходимо познавать.
А во второй раз скажу вот так: меня раздражают люди, которые свои амбиции и их угождения ставят выше ремесла, которым обязаны владеть. Я многого не понимаю и не принимаю из того, что сегодня стало профессией режиссёр. И мне не нравится то, что сегодня можно делать “УСЁ”! Вы представьте, если пациент приходит к стоматологу и тот делает ему зубы с фразой: “Я стоматолог – Я так вижу!”

Если б вы стали министром культуры, что бы вы сделали в первую очередь?
Не разрешил бы таким как я становится министрами, чего бы там ни было. Я не смыслю в работе министерства ничего.

Как проходит ваш день?
Я много думаю. Курю. Пью кофе. Потом пытаюсь бросить курить и снова думаю. Я живу абсолютно в неупорядоченном графике. Могу встать в 7 утра, а могу и в обед только проснутся. На сегодняшний день вообще нахожусь в размышлениях – что делать дальше и нужно ли это дальше?

Были ли у вас факапы? Можете поделится ими?
Если я правильно понимаю вопрос – да! Были. И не раз. Их вообще не мало было. Мой путь полон неудач и провалов. Я не сразу понял, о чём можно говорить со зрителем и как лучше это делать. Вообще долго шел хоть к какому-нибудь понимаю себя в профессии. Не могу сказать, что уже пришел –Нет! Это не так. Я всю жизнь буду и готов учится всему необходимому. Но некоторые вещи или уроки, я уже понял и принял.
Поделится? Хм… поделится.
Да, тут перечислить только можно. Часть! Нам отдавали всю выручку с показа и просили больше никогда к ним не возвращаться. Называли профессионально непригодным и просили не выходить на сцену. Спрашивали, как вообще можно такое показывать.
Но это всё были большие неудачи, обстоятельства, которые случались со мной лично и заставляли уважительней относится к ремеслу. Это же и учило меня. Я получал уроки.

Что вам нравится в Харькове? А что нет?
Харьков мой родной город. Я вырос и живу здесь. Мы вместе всю мою жизнь и потому, у меня нет нравится или не нравится. Я люблю этот город. Он не лучший в мире, и не худший. Он родной для меня.

Ваши пожелания нашим читателям.
Желаю любви и не бойтесь плакать. Слёзы очищают наш!

Читать источник — successful-city (Успешный Харьков)

«Мы показываем из чего сделана сказка» – интервью с режиссером театра марионеток

25 апреля, 2019

Малый Театр Марионеток является единственным местом в Харькове, принцип работы которого – это куклы-марионетки.

Главное в профессии – любить свое дело и быть искренними. Только в таком случае можно получить позитивный отзыв от самого главного критика – ребенка. А так как в каждом взрослом тоже живет ребенок – до него также пытаются достучаться посредством творчества. Спектакли с детским и вечерним репертуаром для взрослых проходят в малом зале Дома Актера, это дарит камерную атмосферу, способствующую полному погружению в сюжет, – рассказывает режиссер и создатель театра Валерий Дзех.

– Валерий, когда вы создавали труппу, не боялись сильной конкуренции в виде театра им. Афанасьева? Например, что люди побоятся нового и будут ходить в старый-добрый театр Кукол, не особо вникая, что у вас именно театр Марионеток и это иной вид постановок?
– Бояться? Нет. Такого мы не боялись. Это наши учителя и мы выросли, как профессионалы, именно на базе нашего Театра Кукол. Мы переживали, что можем подвести и не справится с ответственностью перед своими наставниками.  А ещё, как нам рассказывали, Виктор Андреевич Афанасьев всегда хотел, чтобы в городе был и театр марионеток. Этим мы и занимаемся! Наш театр служит маленьким помощником, а никак не конкурентом или чего-то там ещё – потому и название такое, Малый Театр Марионеток.

– Ваш первый спектакль назывался «История Лу», насколько я знаю, он получил большой резонанс в театральной среде. Расскажите о нем.
– Появился он еще в 2012 году. Тогда еще не было театра, мы были студентами кафедры театра кукол. Вместе с Глебом Савиновым мы создали постановку, в которой главный герой и всё его декоративное окружение полностью состояло из газет. Сюжет исключал какие-либо слова, из звуков – только шелест листьев и приглушенная музыка. Спектакль раскрывал тему одиночества.

– Почему Вы выбрали малый зал Дома актера, сцена небольшая, есть ли где «развернуться»?
–  Мы заняли историческое место для театра кукол, ведь именно в этом помещении театр Афанасьева делал первые шаги, как стационарный театр, только тогда это был Театр Кукол имени Н. Крупской.

– Написание сценария, создание кукол, «управление» ими во время спектакля – это всё выполняет одна рота универсальных солдат или у каждого человека в коллективе своё четкое предназначение: один – шьет, другой – придумывает, третий – играет?
– Да! У нас все роли распределены. Есть художник, который создаёт всю сказку наших представлений. Есть режиссёр. Он отвечает за постановки и репертуарную политику театра – какой спектакль, когда и с кем ставить. Затем труппа актёров и самый важный человек театра – администратор, на плечах которого вся активная деятельность театра. Всего нас 11 человек.

– Сколько, кстати, человек в основном составе?
– Группа маленькая, но мы надеемся расширятся и всё больше приглашать к себе выпускников кукольников.

– Как проходят мероприятия? Я читала, что у вас можно «пообщаться» с куклами, сфотографироваться и даже пообниматься. Такой контакт происходит сразу со входа, в течении спектакля или уже его после окончания?
– Общение с нами – это вообще главное, что у нас есть. Так как мы камерные и работаем не в привычном для зрителей зале, всё что видит ребёнок и взрослый – это всегда рядом с ним. Мы открыты и близки со своими ребятами. Некоторых знаем по именам и здороваемся на улице. Узнаём друг друга. Это здорово, ведь ребёнок видит тебя не только в образе костюма и играющего куклой, но ещё и за пределами этого. Он помнит и рад тебе! С самого входа наши ребята попадают именно на сцену. У нас нет границ. Всё перед ними в открытом виде и кругом домашний уют. От нас не всегда хотят уходить именно из-за этого. Это обычно грустный момент, ведь после спектакля дети получают возможность поиграть с куклами-марионетками, которые были сейчас на сцене и обниматься с актёрами, а тут идти нужно. Но мы стараемся всем уделить максимум внимания и запомнится, как можно сильнее. Мы верим, что личность формируется с самого детства и именно впечатления из этого детства и ведут человека дальше. Для нас это своего рода кукла-терапия. Пару раз нам говорили, что ребёнок перестал боятся кукол благодаря этим приёмам.

– Во время спектакля на сцене находятся только куклы или они взаимодействуют с персонажами, которых играют люди?
– Чаще всего это работа в открытом приёме. Это значит, что видно и куклу, и кукловода, но они не взаимодействуют. Есть интерактивные шоу, где актёр полностью взаимодействует и с залом, и с куклами, а есть классические марионеточные спектакли, где только куклы.

– У театра подобного жанра возникают какие-то трудности с пониманием публики или нехватки материала для создания марионеток?
– Сложно сказать. Театр должен помогать человеку познавать жизнь. Где-то может быть неудобен, а в чём-то нелеп. Жанр театра кукол – это уникальный жанр и понятен, или близок отнюдь не всем. Очень много стереотипов, которые мешают человеку освободить себя для открытого общения с театром. Общения не ум на ум, а чувствами и эмоциями. Ведь театр вскрывает эмоциональные качества и через чувства говорит в самое сердце. Мы делаем вещи, которые, возможно, не всем понятны, но каждый за них благодарен. У нас есть спектакли для деток, на которых плачут даже родители. А есть и очень смешные истории с важными поучительными отсылками и сильной моралью. Есть трагедии!

Репертуар театра состоит из шести спектаклей. Сотрудники рассказывают, что стараются выпускать три премьеры в год. В прошлом месяце состоялась премьера спектакля «Колобок» для детей, готовится «Бульвар на Чеховской» для старшего поколения, также планируется создание музея.

Читать источник — медиа-группа «Объектив» Аліка Піхтерева

Кукольный «Ниточный переворот»

26 марта, 2016

Тринадцатого марта мы побывали в Доме Актера на удивительном кукольном спектакле от Малого Театра Марионеток – «Ниточный переворот». Несмотря на то, что это детский спектакль, он смог удивить даже нас! Большинство декораций в этой постановке сделаны из обыкновенных ниток для вязания, и даже куклы из ниток! Любоваться такими персонажами можно долго, внимательно рассматривая каждый элемент. Куклы прекрасно сочетаются на одной сцене с детьми.

Главными персонажами выступают кот и мышка, которые все время воюют между собой, и провокатором выступает именно мышь. Она все время издевается над котиком, из-за чего он в итоге заболевает и решает уйти от мышки. Она ликует, празднует победу, но не долго. Ей скучно. Думаю, не сложно догадаться, чем заканчиваются все детские истории. «Дружба. Мир. Жвачка».
Все просто и понятно. Именно такие истории отлично воспринимаются детьми и учат их дружбе, сочувствию и другим важным человеческим качествам.

Важно отметить, что спектакль имеет благую цель – собрать средства для лечения Народного Артиста Украины Алексея Рубинского.

line_violet_new

МАЛЫЙ ТЕАТР МАРИОНЕТОК – ЭТО МАЛЕНЬКАЯ СЕМЬЯ: ПРИЯТНАЯ, ДРУЖЕСКАЯ АТМОСФЕРА, ИНТЕРЕС КО ВСЕМУ НОВОМУ

line_violet_new
После показа мы захотели лично пообщаться с этой мышкой и, конечно, котиком, а точнее с актерами – Анной Винниченко (мышь) и Юлией Семененко (котик), а также Валерием Дзех (руководителем театра) и Кариной Антоненко (первой исполнительницей роли Мышки).

Расскажите немного о Малом Театре Марионеток. Как пришла идея создать собственный театр? С какими трудностями столкнулись? Сколько людей сейчас в театре?

Валерий: Людей не много. Со мной пять человек внутри театра – репетиции, показы и прочее. Есть еще и администратор, и художник, но они, как правило, за пределами нас пятерых. У них много своей рутины!
Говоря об идеи создания театра…хотел всегда! В разное время по-разному, но хотел. Хотя, как ни странно, это то и случилось неожиданно! По сути, его (МТМ) создали мне другие люди.
Были в театре два очень важных человека, которые на себе вывели ЕГО «в люди», что называется, а потом он остался мне. Так и работаем, с трудностями и победами.
Главными препятствиями есть нестабильность в коллективе и финансы. Это не дает дышать полной грудью. За короткое время в театре поменялось много людей. Если бы так не было, труппа стала бы труппой и репертуар был бы шире.
Анна: Будучи студенткой театрального факультета, была приглашена в коллектив режиссёром театра.
Юлия: С режиссером театра Валерием Дзех меня познакомил Дима Клочков – актер театра. Меня пригласили в МТМ в конце октября 2015 года в состав уже премьерного спектакля «Никтошка» и в декабре ввели в «Ниточный переворот». Малый театр марионеток – это маленькая семья: приятная, дружеская атмосфера, интерес ко всему новому. В этом театре работают небезразличные и добрые люди. Самой главной наградой для нас были, есть и будут улыбки наших маленьких зрителей.

line_violet_new

НА ТО ТЕАТР И ТЕАТР, ЧТОБЫ ДОСТАВАТЬ САМОЕ ИСКРЕННЕЕ И НАСТОЯЩЕЕ, ЧТО ХРАНИТСЯ В ДУШЕ ЗРИТЕЛЯ

line_violet_new

Как Вы считаете, сложнее играть на сцене перед детками или перед взрослыми?

Анна: Думаю, и среди взрослых найдётся немалый процент детей. Если непонятно, о чём я – думаю на то театр и театр, чтобы доставать самое искреннее и настоящее, что хранится в душе зрителя. Любой взрослый, в этот момент, если представление пришлось по душе, – никто иной, как маленький и доверчивый ребёнок.
Юлия: В спектаклях для детской и для взрослой аудитории есть свои специфические особенности. Но мне интересней играть для детей. Потому, что они чистые, непосредственные и всегда искренние. Детские представления сопровождаются живой, интересной, а иногда и очень неожиданной реакцией.

Почему вы решили сделать спектакль именно о коте с мышью? Ведь эту тему давно используют – «Том и Джерри», «Кот в сапогах», и другие.

Карина:Для тех, кто вырос на «Том и Джерри», иначе и быть не может.
Валерий:В момент, когда мы начинали репетировать «Ниточный переворот», в нашем городе были определенные волнения на почве того, что происходило в стране. Нельзя было начинать закрывать на все глаза, и я решил сделать самый примечательный и известный всем сюжет о вечной вражде. Котик и Мышка – это непримиримые друзья, именно, заметьте, ДРУЗЬЯ!
Так и вышло, что спектакль оказался о сложных взаимоотношениях, но при этом выруливает все-таки на ЛЮБОВЬ и ДРУЖБУ!

line_violet_new

ГЛАВНОЕ – ИМЕТЬ УВАЖЕНИЕ К МАЛЕНЬКОМУ ЗРИТЕЛЮ, ЕГО МИРУ, ЕГО ВОСПРИЯТИЮ И ОБЩАТЬСЯ С НИМ НА РАВНЫХ

line_violet_new

Как вы считаете, должны ли у актера обязательно быть свои дети, чтобы он знал как детям лучше донести информацию?

Анна: Вероятно, он должен иметь большую практику работы с детьми, но не думаю, что это критично важно. Есть режиссёр, который может подсказать и указать некоторые нюансы, и в ходе работы ты всегда обучаешься. Главное – иметь уважение к маленькому зрителю, его миру, его восприятию и общаться с ним на равных. У них можно многому поучиться.
Юлия: Думаю, это не обязательно, но важно. Потому, что постоянное наблюдение за детьми помогает понять их психологию и разного рода интересы. «Ниточный переворот» – для детей определенного возраста. Возраста, в котором им интересно все, потому что они не только познают мир, но уже и осознают.
Карина: Для того, чтобы донести детям информацию, в первую очередь, нужно быть добрым и разумным человеком. Полно примеров, когда дети у родителей есть, а понимания нету.

Поделитесь с нашими читателями ближайшими планами театра, чего нам ожидать?

Валерий: Планы самые разные! Сейчас важно установить репертуар на ноги и сделать его желаемым. Ведь люди (взрослые) должны хотеть привести своих малышей именно к нам!
Дальше пойдем по спектаклям для старших ребят:) Будем ставить спектакли вечерние, но все эту будет в марионетках, в основном, в них.

От себя добавим, что та искренность и самоотдача, с которой актёры и режиссёр театра стремятся подарить праздник своим зрителям – заслуживают уважения, и стоит посетить Малый Театр Марионеток хотя бы для того, чтобы лично в этом убедиться. И, конечно же, получить огромную порцию положительных эмоций;)

Читать источник — Журнал «ИМХО», Галина и Людмила Никитины

«Ниточный переворот» для самых маленьких

07 ноября, 2014

Малый театр Марионеток представил в этом месяце премьерный спектакль для малышей. «Ниточный переворот» — спектакль на тему, которая полюбилась давно и моему поколению – мультфильм «Том и Джерри» смотрели все. Противостояние, граничащее с зависимостью друг от друга, приближающейся к дружбе, использовалось уже давно. Волк и Заяц в «Ну, погоди!», опять же «Том и Джерри», кошек и собак в мультфильме «Пес в сапогах» и другие.

Театр показал свой вариант сосуществования Кота и Мыши, их вечная борьба, их гонки, преследования, они все время соперничали. Но в один момент это соперничество заменила дружба, — ведь они поняли, что друг без друга им будет скучно и одиноко.

Небольшая история для маленьких детей, которая длится пол часа, приводила детей в восторг. Большим плюсом для деток является то, что они находятся очень близко к сцене, актерам и могут практически участвовать в спектакле. К тому же, обезоруживающий ход был применен после спектакля – сфотографироваться с куклами-героями и актерами спектакля, потрогать декорации, — дети не могли оторваться и не унимались, пока все не перещупали 

Работа с маленькими детьми и постановка детских спектаклей – достаточно ответственная работа, ведь дети – очень строгий критик. Они не будут «досиживать» на спектакле, если им он не нравится, они не будут держать внимание. Поэтому во время спектакля, в первую очередь, я смотрела на реакцию детей. Они участвовали в процессе, спектакль их не утомил, а подарил приятные впечатления. Поэтому, спектакль прошел проверку, с чем я и поздравляю всех, кто над ним трудился!

Читать источник — bez-grima.kharkov.ua